Славянам всё под силу - и копьё метнуть, и горшок слепить

Над просторной лужайкой неслись задорные украинские песни, недалеко неспешно разгорался переносной кузнечный горн, тут же, совсем рядом, мирно крутилось колесо прялки. В стороне работал «Картофельный тир»: ребятня и взрослые пуляли картошкой в глиняные горшки. Вышитые рубашки, сарафаны в пол, босые ноги – нет, это не игры исторической реконструкции. Это фестиваль традиций и ремесел «Братчина», который прошел в городе Фокино в усадьбе гончарного искусства «Жар-птица» и собрал мастеров со всего края.
Славянам все под силу - и копье метнуть, и горшок слепить

Традиции и ремесла объединяют народы и поколения, и фестиваль славянской культуры «Братчина» – лучшее тому доказательство

– К нам приехали 55 мастеров, – рассказывает представитель организаторов Наталья Христенко. – Мы не ставили перед собой цель просто устроить выставку-ярмарку декоративно-прикладного искусства. Нет, мы с Марией Зворыч хотели, чтобы получился праздник традиций, праздник славянской культуры, чтобы наши гости вспомнили свои корни и, возможно, узнали что-­то совершенно новое о традиционных ремеслах.

Проведу денек за прялкой

Молоть зерно на муку ручными жерновами только на первый взгляд простая работа.

– Пробуйте, пробуйте, – весело предлагает девушка-организатор и подсыпает горсть пшеничных зерен. – Прокрутите – и вот она, мука…

Мука, конечно, она мука. Но уж какая-то больно крупная да грубая.

– А вы как думали? – улыбается девушка. – Чтобы получить мелкий помол, нужно эту же муку прокрутить еще и еще. Чем больше усилий, тем мельче помол.

Да, непросто давался нашим предкам вкусный белый хлебушек…

– Нашим прапрабабушкам просто ничего не давалось, – нажимая педаль прялки и скручивая шерстяную нитку, рассуждает Ирина Димова, участница клуба «Рукодельница», что работает при музее города Спасска-Дальнего. – Вроде бы ничего особо сложного в прялке нет, а вот представьте, что сидеть за ней нужно часами да днями…

В семье Ирины Димовой прялка, как и искусство пряхи, передавались, можно сказать, из поколения в поколение.

– У меня всегда в детстве были самые замечательные варежки и носочки – пушистые и теплые, из шерсти кролика, – рассказывает Ирина. – Эти носочки вязали мои бабушки из пряжи, которую пряли сами. Прялке в нашем доме уже 200 лет, пришлось, правда, кое-какие детали заменить, и, скажу вам, найти мастера, который смог бы это сделать, оказалось ой как непросто. У бабушек искусству прясть выучилась и я. Теперь у моей внучки самые пушистые и теплые носочки и варежки.

Прялку, на которой Ирина Димова работала во время «Братчины», в клуб «Рукодельница» принесли жители Спасска-Дальнего: вот, говорят, не знаем, что с нею делать, нам не нужна, а вам?

– Конечно, нужна, – говорит Ирина. – Этой прялке, думаю, лет сто, и она в отличном состоянии. Я уже научила работе на ней нескольких человек, и желающих еще немало.

Сложного тут ничего нет, главное – научиться работать одновременно руками и ногами, чтобы рука крутила ниточку, а нога вовремя нажимала педаль.

К слову, есть такое поверье. Если сел ненадолго за чужую прялку – пряха тебе свое место уступила, то тот кусочек нитки, что ты сделал, нужно обязательно оторвать и спрятать. Это будет твой клубочек счастья.

Поэзия кузнечного дела

Принимали участие в «Братчине» не только представители традиционных ремесел, но и мастера декоративно-прикладного искусства. Изделия из бисера, валяной шерсти и войлока, бересты и бумаги, бусины и украшения ручной работы – всему нашлось место под шатрами «Жар-птицы». Мастера и гости фестиваля общались, слушали выступления хоров и солистов, отдыхали под густыми деревьями, где царствовал местный хозяин – рыжий красавец кот Митя, лично «проверивший» все шатры и скамейки перед началом «Братчины». Кто-то молол муку, кто-то сидел за гончарным кругом, пытаясь создать из куска глины хотя бы горшочек, кто-то метал копье с настоящим кованым наконечником в огромного медведя, нарисованного на деревянной двери. Наконечники, кстати, кузнец Николай Кагановский выковал для этого необычного аттракциона лично.

– Кузнечным делом занимаюсь уже 13 лет, – рассказывает Николай. – По образованию я технолог обработки металла. Когда не стало работы по специальности, начал искать, чем бы интересным в жизни заняться. И нашел. Учиться кузнечному делу было непросто, поскольку практически не у кого. В Москве, в Питере традиции этого ремесла не прерывались, у нас же в Приморье, во Владивостоке, все пришлось начинать с нуля – по учебникам, своим умом.

Кузнечное дело – горячее, тяжелое и непростое. Но в нем есть поэзия, красота. Что нужно, чтобы стать хорошим кузнецом? Иметь чувство формы, чтобы понимать, что делаешь. И, конечно, знать элементарную физику и технологию металлов.

Основные мои заказы – индивидуальные, по художественной ковке. Из самых интересных заказов за последнее время – призы для победителей журналистского конкурса «Живая тайга». Ко мне чаще всего приходят с теми заказами, за которые уже никто не берется.

Оберегу глаза ни к чему

Поигрывая небольшим молотом, Николай показывал всем собравшимся, как же, собственно, выковать наконечник для копья. Меж тем гости фестиваля продолжали погружение в мир традиций: угощались чаем из настоящего, что сапогом раздувают, самовара, расписывали глиняные изделия, любовались работой костореза Сергея Ефанова-Магаданского.

Сергей Борисович много лет жил на Севере, где и освоил ремесло костореза. Кость, по его словам, материал отзывчивый и сразу чувствует: годится для работы с нею мастер или нет. Если нет, можно годами пытаться – и ничего не выйдет. Мастер Ефанов-Магаданский создает из бивня мамонта, моржового клыка удивительно тонкие, почти ажурные работы…

Валентина Москвитина, мастер по изготовлению традиционных славянских кукол, о фестивале «Братчина» узнала от знакомых. И поехала, потому что считает восстановление славянских традиций очень важным делом в сегодняшнем мире.

– Приморье – край многонациональный, сюда приезжали люди со всей России, с Украины, из Белоруссии, Польши. И все со своими традициями, своей культурой, – говорит Валентина. – Забывать их нам, жителям России, жителям города-форпоста на краю страны, тем более в азиатском окружении, просто нельзя.

Вот я делаю славянские куклы-обереги, которые века назад делали наши прапрабабушки. Масленица, Коляда, Спиридон-солнцеворот, Купавка – вы помните, что это не только праздники, но и куклы?

Кстати, совсем недавно, на день Ивана Купалы, мы с детьми делали Купавок. Это удивительная кукла. На Масленицу, например, вместе с куклой сжигается все плохое, все ненужное, все беды. А с куколкой Купавкой, которая делается на кресте, в ночь по воде отправляется все, что мешает, от чего нужно избавиться…

Обережные куклы никогда не шились: они делаются только при помощи тряпочек, ниточек, которыми связываются части куклы. В идеале даже ножницы не должны использоваться – ткань на лоскуты лучше рвать. И нитки, которыми связываются такие куклы, тоже отрываются, ни в коем случае не обрезаются.

У кукол-оберегов белое лицо и нет глаз, потому что славяне считали, что через глаза вселяется злой дух.

Таких кукол делали только женщины и только в хорошем расположении духа, причем мастерицы во время работы еще и произносили специальные обережные слова.

О своем хобби я стараюсь рассказывать как можно чаще, показывать, учить этому делу, чтобы традиция не ушла в прошлое.

На западе России фестивали славянской культуры проходят очень часто, а в Приморье очень редко, и меня это огорчает. Но вот «Братчина» порадовала. Надеюсь, здесь, в «Жар-птице», такой фестиваль станет традиционным!

Читать далее: http://vladnews.ru/3583/park-kultury/slavyanam-vse-pod-silu-i-kope-metnu...
Все новости Владивостока и Дальнего Востока на Vladnews.ru